regina_aila (regina_aila) wrote,
regina_aila
regina_aila

...кто тебе право дал Сахалин разбазаривать?!

[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у helga8295 в ...кто тебе право дал Сахалин разбазаривать?!
Пролив Лаперуза или Лаперузов пролив -
пролив между северной оконечностью острова
Йecco (Хоккайдо) (Япония) и южной
оконечностью острова Сахалин (Российская
Федерация). Назван в честь французского
мореплавателя Лаперуза Жана Франсуа
де Гало, открывшего пролив 9 августа 1787 г.,
соединяет Охотское и Японское моря. ( Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона)



Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове    нормальная погода.
  Прибой мою    тельняшку просолил,
И я живу    у самого восхода.
А почта с пересадками    летит с материка
До самой дальней    гавани Союза.
И я швыряю камушки    с крутого бережка
Далёкого    пролива Лаперуза.
(Слова из одной    известной песенки)


[читать далее]


В каком океане находится пролив Лаперуза, какие моря соединяет и между какими островами он лежит? Об этом даже младший школьник скажет уверенно. Но порою приходится усомнится в том, что известно со школьной скамьи и еще раз проверить, где же находится знаменитый Лаперузов пролив? Такой случай представился совсем недавно. Во время экзаменов в ... одном известном учебном заведении.
На дворе лето. А еще ХХI век, новое тысячелетие, так сказать, идет уже не первый год. В этом известном военном институте, бывшем военно-морском училище, в разгаре летняя сессия. Для курсантов выпускного курса она последняя. Государственные экзамены и строгая флотская комиссия накаляют и без того нервную атмосферу.
У штурманов на экзаменах председательствует крупный флотский чин в звании капитана 1-го ранга. Заковыристость, въедливость и флотский юмор штурманского председателя известны уже не первый год. Особливо не шумит, но достает вопросами конкретно. Заработать хорошую оценку можно, но нужно попотеть.



А потеть штурманам пришлось в проливе Лаперуза ...
В первый день председательствующий штурманила озадачил ну если не краснодипломного отличника, то уж авторитетного навигатора-выпускника:






- Скажи-ка, милый, где же находится пролив Лаперуза?






Ожидая услышать бодрый ответ скороговоркой, но увидев на лице курсанта замешательство и изумление, председатель экзаменационной комиссии продолжил:






- Не торопись, дружок, давай так - чтобы уж точно была у тебя пятерка, скажи, какие моря соединяет пролив Лаперуза?






- Пролив Лаперуза? - уточнил молодой навигатор.






- Да, пролив Лаперуза.






- м ..., пролив ... Лаперуза ..., - лепетал курсант, но ответить не решался. "Наверное, растерялся", - подумал каперанг и решил уточнить вопрос:






- Не теряйся, дружок, ну не получается с морями, так скажи, между какими островами находится пролив Лаперуза?






- Островами? - опять пытается уточнить пятикурсник, без пяти минут лейтенант.






- Да, островами. Пролив Лаперуза находится между островами ..., - растягивая слова, пытается вывести курсанта на правильный ответ флотский Председатель, но ответа и при этом не получает. Настроение у него сегодня отличное и чтобы добиться хоть какого-то положительного результата с проливом Лаперуза, председательствующий каперанг, теперь уже с робкой надеждой, спрашивает:






- А в каком океане пролив Лаперуза находится?






Курсант с надеждой прямо и преданно смотрит в глаза каперангу, с его губ еле слышно даже не срывается, а просто сваливается шепот:






- в ... Индийском ...






- В ИНДИЙСКОМ ?






- В Индийском, - уже увереннее, но еще шепотом говорит курсант.






- В ИНДИЙСКОМ !!! ..., - и в воздухе повисает звенящая пауза. В аудитории становится как-то тихо-тихо. Председатель, он же каперанг, не отрываясь глядя на выпускника-навигатора, будущее штурманское светило, надежду и гордость флота, медленно приподнимается:






- КУРСАНТ! ... КУРСАНТ, ВОН !!! - отчетливо и отрывисто говорит каперанг ... Через пролив Лаперуза! ... В Индийский океан! ... Между Сахалином и Хоккайдо ... Бегом, гаденыш, из Японского моря в Охотское ... ПРОЛИВОМ ЛАПЕРУЗА ...






Курсант вылетает за дверь. Все та же тишина в аудитории.






Каперанг встает и подходит к карте Тихого океана, смотрит на Сахалин и Хоккайдо - пролив Лаперуза на месте.






Не говоря ни слова, возвращается и садится на председательское место.






- Следующий ...






На второй день председательствующий штурманила озадачивать навигаторов-выпускников проливом Лаперуза даже и не помышлял. Все шло своим чередом - выпускники с разной степенью уверенности лепетали о штурманских делах, что-то рисовали на картах, щелкали калькуляторами и немного удивленно посматривали на разные гидрометеорологические приборы, разложенные на длинном столе в аудитории. Чтобы не смущать штурманскую поросль неожиданными вопросами, флотский каперанг задавал несложные вопросы, в основном те, которые уже были вчера. Курсанты отвечали в общем-то в тему и даже атмосферное давление в аудитории измеряли барографом, может быть только немного ошибаясь в размерности единиц измерений. Гектопаскали, миллибары и миллиметры ртутного столба в стройную систему еще не выложились в юношеских головах.






По вопросам билета отвечал уже третий или четвертый по списку выпускник, когда, просматривая выпускную аттестацию и итоговые оценки в ведомости за пять лет обучения, Председательский глаз зацепился за пятерку в ведомости. Напротив предмета "Военно-морская география" в ведомости отчетливо выделялась оценка - "отлично". Эта пятерка била в глаза в однообразно длинном столбце остальных оценок "удовлетворительно". "Светоч!", - подумал экзаменатор и у него появилось жуткое желание задать какой-нибудь географический вопрос. Сомнений в том, что географическое светило может не знать ответа, в мыслях председательствующего даже не промелькнуло.






- Скажи-ка, милый, какие моря Лаперузов пролив соединяет? - вкрадчиво спросил у курсанта, держащий его выпускную аттестацию Председатель комиссии.






- Японское и Охотское, товарищ капитан 1 ранга, - не задумываясь ответил "географ" и засиял глазами.






- Молодец! - у флотского глаза засияли так же, как у географа, - а где же находится пролив Лаперуза? - уже более уверенно был задан курсанту дополнительный вопрос по проливу Лаперуза.






- Между островами Хоккайдо и Сахалин, товарищ капитан 1-го ранга! - все также бодро и уверенно отчеканил географ.






Довольный проверяющий повернулся к другим членам комиссии:






- Ну что, знает! А вы говорили ..., - как бы подтверждая правильность своих убеждений, что о проливе Лаперуза знает любой, каперанг, ни на секунду не сомневаясь, легко бросил географу:






- Ну а теперь на карте покажи пролив Лаперуза.






... дальше наступила немая сцена. Географ на ватных ногах сделал несколько шагов к стене, на которой висела карта Тихого океана, невидящим взглядом посмотрел на разноцветное полотно карты. Пытаясь сообразить, а также помогая себе выпирающими из головы знаниями, он довольно громко начал бормотать, одновременно ища на карте:






- Пролив Лаперуза соединяет Японское и Охотское моря ...






- Так, правильно, - подбодрил его председатель.






- ... между островами Хоккайдо и Сахалин ...






- Ну же!






- ...






Указка географа поднялась к карте, описала непонятную дугу и ткнулась ... где-то у берегов АВСТРАЛИИ ...






У географа и вопрошающего председателя одновременно пропал дар речи. Еще секунду назад так симпатичные друг другу, они смотрели теперь как два зверя - заяц и волк. "Волчище-председатель", глядя на "зайца-географа", из-под густых черных бровей прорычал:






- КУРСАНТ ! ... ГЕОГРАФ ! ... ВО-О-ОН !!! ...






С заячьей прытью географ исчез за дверью, которая за ним даже не скрипнула.






Каперанг встал и подошел к карте Тихого океана, посмотрел на Сахалин и Хоккайдо - пролив Лаперуза на месте, Охотское и Японское моря тоже.






Не говоря ни слова, вернулся и сел на председательское место.






- Следующий ...






Третий экзаменационный день от других дней почти ничем не отличался. Разве что курсант пошел потяжелее. Потяжелее - это в смысле сообразительности. Умненькие и хитренькие старались посдавать экзамены в первые дни и спокойненько расслабляться, ожидая, когда теперь уже непременно, лейтенантские погоны лягут на плечи. Наиболее продвинутые и смекалистые вообще предпочитали пройти этап "ПРЕДЗАЩИТЫ" - предварительно, еще до начала экзаменационной сессии, показно для других защитить свою дипломную работу.






В третий день все было тяжелее. Чтобы не ставить выпускников в тупик, флотский председатель задавал вопросы только из "Навигационного минимума". Причем, отклонений от темы дипломной работы ни в коем случае не допускал.






По выполненным расчетам перехода корабля из Владивостока в Петропавловск-Камчатский докладывал крепкий середнячок. По всему чувствовалось, что над дипломом работал и может быть даже самостоятельно. На карте красной полосой выделялся проложенный маршрут: от Владивостока через Сангарский пролив, мимо Курильских островов и далее загибаясь к Камчатке и уходя в Авачинский залив. Наметанный флотский взгляд, брошенный на карту, сразу не уловил, но сориентировавшись понял - на карте НЕТ ПРОЛИВА ЛАПЕРУЗА. Вернее, есть, но он заклеен сверху плановой таблицей перехода корабля по маршруту. Плановая таблица надежно закрыла пролив Лаперуза, южную часть острова Сахалин и северную половину японских островов.






Не перебивая докладывающего дипломника, каперанг внимательно всматривался в карту со своего председательского места. Нервозность в нем была, но окружающим еще не передалась. Поерзав на стуле, флотский штурманила, тихо встал, бесшумно, не мешая докладчику, подошел к висевшей карте. Почти уткнувшись носом в красный маршрут, он прошелся взглядом (и носом тоже) от Владивостока до Камчатки.






- Товарищ капитан 1-го ранга! Курсант ... доклад по выполненной дипломной работе окончил! - оторвал его от карты дипломник.






Озорно взглянув на курсанта, председательствующий взял указку и протянул ее курсанту.






- Скажи-ка, дружок, а есть ли еще маршрут, по которому корабль может дойти из Владивостока до Камчатки?






- Из Владивостока до Камчатки можно пройти другим маршрутом, вот здесь ...






Курсант уверенно вел указкой, но найти другой маршрут не получилось. Указка уперлась в таблицу, под которой должно быть находился этот другой маршрут.






- Ну и где же этот другой маршрут пройдет? - с сарказмом уточнил стоящий рядом с курсантом офицер.






- Здесь. Между островами ...






Указка по-прежнему елозила по таблице и, подразумевалось, что под ней находятся Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза меж ними.






- Между какими островами? - не очень требовательно уточнил каперанг.






- Между островами ... ЭТИМ .. и ... ТЕМ ..., - тыкал курсант в карту, не называя при этом островов.






- А какой же пролив между островами ЭТИМ и ТЕМ ?






Экзаменующий капитан 1-го ранга уже с явным удовольствием издевался над курсантом. По виду и особенно по глазам курсанта было видно - не знает он названий островов и пролива. Выдавить из трудненького все равно что-то было нужно и ему опять был задан уточняющий вопрос:






- ЭТОТ японский остров называется Хоккайдо. Пролив между Хоккайдо и ТЕМ островом называется? - испытывающе испрашивал настырный каперанг ...






- ЛАПЕРУЗА ?






- ЛАПЕРУЗА !!! - обрадовался каперанг, - так, а ТОТ остров, значит, каким будет?






- ... японским ? - не то спросил, не то ответил утвердительно курсант. В глазах флотского штурмана мелькнула злая искорка.






- Куда служить идешь, сынок? На мостике какого корабля стоять будешь?






- В пограничники, - с явным удовольствием ответил курсант, думая, что вопросы на карте про острова и проливы окончились.






- А что же ты, гад пограничный, Родину продаешь? - прошипел каперанг, - кто тебе право дал, Сахалин разбазаривать?! Думаешь табличку приклеил и нет острова?! Ни хрена - не угадал, Сахалин и до тебя и после российским будет!






Голос офицера был теперь громким и слышен на всю аудиторию. Забрав у курсанта резким движением указку, каперанг вскинул ее в направлении двери. От неожиданности курсант отшатнулся.






- ВО-О-О-ОН !!!






Курсант, с залитым краской лицом, быстро проследовал по направлению указки за дверь. Повернувшись к карте, каперанг концом указки подцепил снизу приклеенную табличку и лихим движением ... освободил Сахалин. Посмотрев внимательно и убедившись, что Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза на месте, офицер не спеша вернулся к столу и не говоря больше ни слова, сел на свое председательское место. Он явно испытывал удовольствие от того, что Сахалин сегодня отстояли и его роль в этом святом деле была не последней.






- Следующий ...





В последующие дни при сдаче экзаменов и защите дипломных работ Председатель экзаменационной комиссии выпускников-штурманов о проливе Лаперуза не спрашивал. Но к карте подходил каждое утро перед началом экзамена. По всей видимости, он убеждался в том, что пролив Лаперуза с утра находится там, где ему и положено находиться - между островами Сахалин и Хоккайдо и соединяет он все так же моря Японское и Охотское. Отходил каперанг от карты с улыбкой, которая была как-то по-французски загадочной.  ( капитан 1 ранга Сажаев М.И. Владивосток, июнь 2005 г. )



ИСТОЧНИК: http://samlib.ru/s/sazhaew_m_i/proliwlaperuza.shtml



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments